
- Введение
Программа развития Алматинского технологического колледжа (далее — Программа) представляет собой стратегический документ, определяющий концепцию, цели и задачи, миссию, видение, направленный на создание условий для подготовки конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда.
Программа направлена на разработку комплекса мер, необходимых для подготовки конкурентоспособных квалифицированных специалистов, ориентированных на трудоустройство в современных условиях с активной гражданской и жизненной позицией.
Документ разработан с учетом Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 249 «Об утверждении Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы», «Дорожной карты трансформации технического и профессионального образования на 2025-2027 годы» и ориентирован на реализацию долгосрочных целей, связанных с внедрением инновационных образовательных процессов.
Программа развития направлена на укрепление роли колледжа в подготовке специалистов для пищевой отрасли и сферы оказания услуг.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.
Миссия и видение Программы развития Алматинского технологического колледжа на 2025–2029 годы
Видение программы:
К 2029 году Алматинский технологический колледж станет ведущей организацией образования по подготовке высококвалифицированных специалистов в сфере для пищевой отрасли, гостиничного и ресторанного бизнеса, туризма и услуг, признанным на национальном и международном уровнях. Колледж будет активно внедрять инновационные образовательные технологии, развивать дуальное обучение и сотрудничество с работодателями, что позволит выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда и способствовать устойчивому развитию экономики Казахстана.
Миссия программы:
Программа развития Алматинского технологического колледжа на 2025–2029 годы отражает стремление колледжа стать лидером в системе технического и профессионального образования, обеспечивая подготовку специалистов, способных отвечать вызовам современной экономики. Программа направлена на решение актуальных проблем, учитывает имеющиеся ресурсы и предлагает комплексный подход к развитию колледжа, что делает ее реалистичной и ориентированной на долгосрочный успех.
Паспорт Программы
Наименование Программы | Программа развития Алматинского технологического колледжа на 2025–2029 годы |
Основание для разработки Программы | Закон Республики Казахстан «Об образовании», от 27 июля 2007 года № 319-III; Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм», 2 сентября 2024 года; Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 249 «Об утверждении Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы»; Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан»; «Программы развития города Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года»; Дорожная карта трансформации технического и профессионального образования на 2025-2027 годы; |
Разработчик Программы | КГКП «Алматинский технологический колледж» Управления образования города Алматы |
Цели и задачи Программы | — повышение конкурентоспособности колледжа, через изменения в управлении колледжем; — повышение качества образования через внедрение инновационных технологий; — подготовка специалистов, востребованных на рынке труда; — развитие и улучшение инфраструктуры; — синергия образования с бизнесом — вовлечение в международное образовательное пространство — формирование личности с активной гражданской и жизненной позицией |
Сроки и этапы реализации Программы | 2025–2029 годы 1. Этап 1 (январь-февраль 2025): формирование рабочей группы, анализ текущего состояния, разработка Программы развития, обсуждение и утверждение его коллегиальным органом 2. Этап 2 (2025–2029): Реализация ключевых мероприятий, развитие инфраструктуры, повышение квалификации педагогов 3. Этап 3 (сентябрь-декабрь 2029): Оценка достигнутых результатов, корректировка стратегии, разработка новой Программы |
Источники финансирования | Местный бюджет Внебюджетные источники |
Прогноз изменения рынка труда | Ожидается рост спроса на профессиональные рабочие кадры и специалистов среднего звена для пищевой отрасли и сферы гостеприимства. Одним из приоритетных направлений развития экономики будет развитие туризма, в том числе экотуризма и организации гастрономических туров, вместе с этим будет развиваться направления по организации питания и проживания. Кроме этого, активно развивается электронная коммерция как часть маркетинга. Колледж должен адаптироваться к этим изменениям путем обновления образовательных программ, согласованными и разработанными при участии бизнес-партнеров. |
- Описание текущего состояния и перспектив развития
Колледж сегодня
Коммунальное государственное казенное предприятие «Алматинский технологический колледж» Управления образования города Алматы (далее — Колледж) является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного предприятия на праве оперативного управления созданной для осуществления образовательных, научных, и иных функций, направленных на обеспечение качественных образовательных услуг, реализацию образовательных программ технического и профессионального образования, обеспечение содержания обучения и воспитания обучающихся.
Колледж ведет подготовку профессиональных рабочих кадров и специалистов среднего звена по специальностям: «Гостиничный бизнес», «Организация обслуживания в сфере питания», «Организация питания», «Маркетинг», «Туризм», «Производство мяса и мясных продуктов», «Хлебопекарное, макаронное и кондитерское производство», «Технология производства пищевых продуктов».
Доступность технического и профессионального образования Колледжем в 2024 – 2025 учебном году обеспечено приемом 753 обучающимися, из них 425 по государственному образовательному заказу и 328 обучающихся на платной основе, увеличение с 2023-2024 учебным годом на 31%.
На сегодняшний день в колледже обучается 1532 студента, из которых 1179 учатся по государственному заказу, 353 — на платной основе. Образовательный процесс организован в две смены, что позволяет эффективно использовать производственную мощность колледжа, рассчитанную на 600 мест. Колледж активно внедряет дуальное обучение, охватывающее 440 студентов, благодаря сотрудничеству с более чем 250 предприятиями и компаниями различных отраслей.
Колледж располагает современной инфраструктурой, включая 27 учебных кабинетов, два компьютерных класса, лингафонный кабинет, четыре учебных лабораторий, четыре производственных мастерских, спортивный и актовый залы, конференц-зал, спортивные площадки, тренировочный лагерь, Центр компетенции, а также библиотеку с читальным залом. Колледж оснащен необходимыми условиями для обучения и практики студентов, включая общежитие на 100 койко-мест.
Особое внимание уделяется качеству преподавания. В колледже работают 98 педагогов, из которых 54% имеют высшие квалификационные категории, категорию педагогов-экспертов, исследователей и степени магистров. Управление образовательным процессом осуществляется в рамках системы менеджмента качества по стандарту ISO 9001/СТ РК ИСО 9001-2016.
Алматинский технологический колледж активно сотрудничает с зарубежными компаниями/организациями. Посредством развития международных связей и партнерства выполняются такие задачи как позиционирование колледжа в мировом образовательном пространстве, оказания поддержки студентам и педагогам в организации стажировки, академической мобильности, обмена опытом в организации эффективного и качественного профессионального обучения, и образования.
В сотрудничестве с Китайской международной образовательной и культурной компанией «WECO» колледж организовал и провел IV Международный конкурс «Мастера Шелкового пути» с 24-го по 27-ое сентября 2024 года. В конкурсе приняли участие участники студенты из колледжей Пекина (Китайская Народная Республика), Ташкентский колледж туризма и бизнеса (Республика Узбекистан), Кара-Балтинский технико-экономический колледж имени М. Ибрагимова (Кыргызская Республика), Ярославский колледж индустрии питания и Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум (Россия). Кроме участия на конкурсе, Управление образования города Алматы провел круглый стол с партнерами из Китая, России, Республики Узбекистан, Кыргызской Республики. В ходе беседы были подписаны соглашения и определен план работы, предусматривающий проведение конкурсов, круглых столов, а также развитие академической мобильности и двудипломного образования.
В период с 21 октября по 1 ноября 2024 года в КГКП «Алматинский технологический колледж» проводились курсы повышения квалификации для педагогов организаций технического и профессионального образования в рамках проекта НАО «Казахстанское агентство международного развития «KazAID» по обмену опытом с ГУ «Профессиональный лицей №21 им А.Д. Балтагуловой Джалал-Абадской области Кыргызской Республики. В программе курса, направленной на развитие компетенций и практических навыков по специальности «Организация питания» квалификации «Повар», приняли участие 2 педагога с Кыргызстана, которые получили уникальную возможность освоить новые подходы в области технологии приготовления пищи и производства кондитерских изделий.
В колледже организована зарубежная стажировка в Турецкую Республику, через ТОО «Caspian Center» для 37 студентов колледжа. Продолжается взаимодействие с итальянским Фондом NIKOLAS и итальянским культурным Центром, четыре педагога и два студента прошли курсы итальянского языка.
Студенты и педагоги колледжа неоднократно становились победителями и призёрами городских, республиканских и международных конкурсов, таких как WorldSkills, JasSkills и другие. На региональном чемпионате WorldSkills Almaty – 2024, 1 место по компетенции «Визуальный мерчендайзинг и витринистика» заняла Голенкова Диана Сергеевна; 1 место по компетенции «Поварское дело», занял Жанахметов Мақсат Айтақынұлы; 1 место по компетенции «Изготовление мясных полуфабрикатов» Жүсіп Сержан Еркебұланұлы; 3 место по компетенции «Кондитерское дело» Камалова Лейла; 3 место по компетенции Ресторанный сервис» Леонов Леонид Юрьевич; 3 место по компетенции «Гид экскурсовод» Насенова Айгерім Кенесқызы.
Колледж продолжает совершенствовать образовательную деятельность, активно участвуя в проектах по внедрению кредитно-модульного обучения, а также остаётся платформой для разработки и реализации инновационных образовательных процессов.
Перспективы развития колледжа
Исходя из государственной политики в области образования, с учетом трендов, современных вызовов и тенденций, определены стратегические направления и перспективы развития колледжа.
Колледж, определяет ключевые перспективы своего развития с учетом современных вызовы и тенденции в образовании, с целью подготовки востребованных квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, а также созданием передовой образовательной среды. Колледж продолжит работу по повышению качества образовательных услуг, созданию современной комфортной и безопасной образовательной среды, постоянному улучшению инфраструктуры, усилению материально-технической базы, созданию условий для студентов с особыми образовательными потребностями, ранней профориентации школьников, усилению международного сотрудничества, укреплению партнерства с бизнесом, социальными партнерами и другими организациями образования, в том числе и с зарубежными.
Стратегические направления:
Исходя из текущей деятельности и задачами, поставленными государством и правительством перед техническим и профессиональным образованием определены основные стратегические направления деятельности колледжа:
- Повышение и укрепление бренд-имиджа колледжа.
- Внедрение инновационного менеджмента в управлении.
- Внедрение инновационных образовательных технологий и создание условий для профессионального роста педагогов.
- Обновление содержания образовательных программ.
- Развитие цифровой инфраструктуры колледжа.
- Формирование патриотических и культурных ценностей у студентов.
- Научность образовательного процесса, международное сотрудничество.
Перспективы развития:
Перспектива 1. Усиление роли колледжа в регионе в подготовке специалистов для пищевой отрасли и сферы оказания услуг
Одним из ключевых приоритетов является усиление региональной роли колледжа в подготовке специалистов для пищевой отрасли и сферы оказания услуг.
В колледже будут созданы условия, которые будут способствовать высокой успеваемости обучающихся для их подготовки к глобальной конкурентоспособности путем повышения качества образования и обеспечения равного доступа к образовательным ресурсам. Для обеспечения качественного образования и воспитания будут организованы совместные проекты с привлечением родительской общественности и работодателей. Будут внедряться в учебный процесс ориентированные на предпринимательство учебные программы, образовательные курсы. Разработанные образовательные программы будут сфокусированы на предоставление качественных профессиональных и социальных навыков, востребованных у работодателей. Будет продолжено внедрение системы оценивания WorldSkills в образовательный процесс колледжа, проведением промежуточной и итоговой аттестации в форме демоэкзаменов с учетом балльно-рейтинговой буквенной системы оценивания.
PISA — единственное международное исследование, проводимое для оценки навыков и знаний 15-летних обучающихся в области математики, чтения и естественных наук. Результаты исследования показывают, что обучающиеся организаций ТиПО отстают от своих сверстников из школ по базовым навыкам, которые формируются в процессе обучения по предметам общеобразовательного цикла, что в перспективе не позволит им адаптироваться или повысить уровень своих навыков, или обучиться новой профессии. Исходя из данной ситуации, будут приняты меры по развитию базовых знаний студентов колледжа для ликвидации существующего разрыва между результатами обучения в школах и колледжах. Педагоги колледжа будут системно актуализировать образовательные программы с учетом развития функциональной грамотности обучающихся.
Одним из факторов создания благоприятной образовательной среды возможно через профессиональную ориентацию абитуриентов, которые сознательно выбрали колледж, профессию, квалификацию и уровень образования.
Непрерывное образовательное и профессиональное развитие, развитие soft skills («мягких» навыков), поддерживаемое ресурсами и возможностями колледжа, направлено также на повышение интереса и мотивации будущих абитуриентов к обучению в нашем учебном заведении. Важную роль в этом процессе играет качественная и грамотно организованная профориентация, основанная на актуальных знаниях и практическом опыте.
Профориентационная работа, которую колледж проводит в школах и гимназиях города, направлена на помощь будущим студентам в выборе направления профессионального обучения и построении карьерной траектории. Это достигается через организацию совместных мероприятий, начиная с начальной школы.
Система профориентации в колледже призвана создать условия для осознанного выбора выпускниками школ будущей профессии, образовательной траектории и профиля подготовки. Это позволяет учитывать личные интересы обучающихся, их образовательные запросы и требования рынка труда. Результаты профориентационной работы становятся основой для многих ключевых показателей эффективности колледжа: качества знаний студентов, их успехов в профессиональных конкурсах и дальнейшего трудоустройства выпускников.
Современные методы профориентации, используемые колледжем, включают проблемный подход к формированию мотивации и психологической готовности к профессии, расширение спектра профессиональных возможностей, знакомство со смежными профессиями, а также погружение в профессию через мастер-классы, ранние профессиональные пробы, профориентационные проекты и кейсы.
Колледж также реализует имиджевые проекты ранней профориентации, такие как ежегодный кулинарный марафон для детей 7–9 лет «FoodBattle», ежемесячные мастер-классы «Погружение в профессию» и еженедельный проект «Открытый колледж» с инфотурами для выпускников 9–11 классов.
Результаты профориентационной деятельности регулярно анализируются и мониторятся, что позволяет выявлять риски и вносить необходимые улучшения.
Немало важным приоритетом развития колледжа являются дальнейшее усиление материально-технической базы колледжа и улучшение условий проживания в общежитии колледжа созданием комфортных условий, повышением уровня безопасности, поддержанием инфраструктуры и обеспечение культурного и образовательного досуга. В 2025 году планируется провести дизайнерское оформление учебного ресторана, обновление посуды и столового белья; обновление и дизайнерское оформление лаборатории по компетенции «Визуальный мерчендайзинг и витринистика»; создание новых лаборатории и учебно-производственных мастерских по новым специальностям, до 2029 года планируется обновление инфраструктуры до 8-ми лаборатории и мастерских.
Перспектива 2. Создание инновационного управления образовательными процессами колледжа
Коллектив Алматинского технологического колледжа в основном состоит из людей молодого и среднего возраста, с преобладанием профессионального образования, нежели академического педагогического образования, тем не менее коллектив представляет собой единую систему организационной культуры, которая помогает колледжу поддерживать успешную стабильность и дисциплину, одновременно способствуя инновационному развитию и созданию благоприятной среды для всех членов коллектива. Тем не менее, колледж определил для себя задачу непрерывного создания комфортной образовательной среды, что означает новый менеджмент, психолого-эмоциональное благополучие в коллективе и при взаимодействии педагогов со студентами, новое современное содержание образования, современная инфраструктура, активное использование информационных технологии.
Общее руководство деятельностью колледжа осуществляет директор. Руководство колледжа осуществляет контроль по закрепленным направлениям деятельности, несет ответственность за выполнения в подчиненных подразделениях обязательств по реализации всех требований в области развития и качества образовательной деятельности.
В целом администрация колледжа обеспечивает эффективное управление колледжем в соответствии с перспективами и актуальными запросами развития образования. Высокое качество трудовой дисциплины обеспечивается действенностью Правил внутреннего распорядка колледжа, работой внутриколледжного контроля, своевременным информированием исполнителей о принятых решениях Педагогического совета, учебной части, изданных приказов, распоряжений.
Пересмотрев современный подход к обеспечению качества образования, администрация колледжа в 2016 году внедрила в образовательную деятельность колледжа системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001/СТ РК ИСО 9001-2016. Коллектив провел большую работу по переходу колледжа на международный стандарт ISO 9001/СТ РК ИСО 9001-2016 «Системы менеджмента качества. Требования» применительно к организациям образования ТиПО и ежегодно проходит ресертификацию.
Формирование комфортной образовательной среды производится через выявление потребностей всех участников процесса. Приветствуется активное поддержание и поощрение любых инициатив, направленные на инновации и улучшение образовательного процесса, в результате чего, проявления «чувства принадлежности» к жизни колледжа и проявление эмпатии со стороны педагогов, безусловно передается и студентам.
В создании комфортной образовательной среды не может быть, чтобы действовала только какая-то часть коллектива колледжа, это должна быть непрерывная цепочка: администрация – педагоги – родители – студенты. Каждый член администрации оказывает посильное содействие в развитии комфортной образовательной среды, выступает примером для педагогов и студентов, демонстрируя соблюдения ценностей и самодисциплину, проявляя профессионализм, ответственность и взаимоуважение. В этой цепочке, самую большую часть вовлеченности в создании благоприятной среды требуют педагоги и студенты, и в этом случае применение «интерактивных мастерских» (прием, включающий проведение тренингов с привлечением коучей, психолога, методиста, социального педагога с родителями, педагогами, студентами) оказывают значительный эффект, так как исключается традиционная лекция или собрание, происходит установление доверительных коммуникации, где каждый педагог, родитель или студент может выразить свои идеи, предложения или опасения. Кроме этого, системные формальные и неформальные встречи, обсуждение текущих вопросов, feedback, способствуют выявлению всех потребностей и соответственно, созданию именно той комфортной среды, которая необходима для всех стейкхолдеров, содействуют созданию условий для их удовлетворенности работой, способствует формированию гармоничной и комфортной образовательной среды колледжа, исключению буллинга, следовательно, идет становление успешного колледжа. Принятая в 2024-2025 учебном году программа воспитания «Біртұтас тәрбие» с идеологемы триады воспитания и применения ценностно-ориентированного и компетентностного подходов в воспитании как раз ориентированы на создание комфортной и благоприятной образовательной среды.
Помимо этого, в целях повышения эффективности управления учебным процессом, необходимо усовершенствовать систему внутриколледжного контроля, где особое внимание будет уделяться повышению уровня профессиональной компетентности субъектов контроля. Постоянный анализ и оценка на основе контроля успешных результатов и недостатков по направлениям внутриколледжного контроля позволит повысить качество деятельности управления учебным процессом и достичь высоких результатов. В вопросах повышения качества знании обучающихся будет использован внутренний ресурс колледжа. Педагоги, кроме традиционных методик и приемов, будут применять методы Lesson Study, Action research, посещать уроки, предоставлять обратную связь, осуществлять совместное планирование и модерацию уроков и т.д.
Перспектива 3. Внедрение современных педагогических технологий, развитие профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой трансформации и повышение качества подготовки специалистов
Укрепление имиджа колледжа также будет усилен через повышение квалификационной категории педагогов, создание и реализацию авторских образовательных программ и учебно-методических материалов, цифровых образовательных ресурсов, что будет способствовать созданию уникального образовательного контента, соответствующего современным требованиям рынка труда и государственного общеобязательного стандарта образования.
Современные педагогические технологии включают в себя использование интерактивных методов обучения, онлайн-курсов, образовательных игр, проектного подхода и других инновационных форм работы. Использование данных технологий позволит активно адаптировали их под нужды конкретных обучающихся.
Процесс повышение квалификации, непрерывный особенно в условиях цифровой трансформации. Педагоги проходят курсы повышения квалификации, чтобы постоянно обновлять свои знания и умения. Это необходимость для обучения и работы с новыми образовательными платформами, созданием цифровых ресурсов.
Экспериментальная работа в образовательном процессе позволяет тестировать и внедрять новые подходы в обучении. Это может быть, как внедрение новых педагогических технологий, так и использование нестандартных методов работы с обучающимися. Данная работа дает возможность находить оптимальные методы для повышения эффективности учебного процесса и выявлять лучшие практики для масштабирования в рамках образовательной организации.
Создание ЦОРов является неотъемлемой частью цифровой трансформации в образовании. Для колледжа это электронные учебники, видеоматериалы, интерактивные приложения, платформы для тестирования и контроля знаний. Такие ресурсы помогают повысить доступность образования, обеспечить обучающимся актуальными и удобными инструментами для обучения.
Эти направления тесно связаны между собой и формируют основу для улучшения качества образования. Успешное их внедрение требует активной работы как со стороны колледжа, так и со стороны педагогов, готовых к постоянному саморазвитию.
Перспектива 4. Актуализация образовательных программ с учетом трендов в образовании, по требованиям работодателей и Атласа новых профессий, в том числе и для подготовки по микроквалификациям, сертификация выпускников
Немало важным приоритетом в развитии колледжа станет расширение спектра образовательных программ с учетом требований работодателей, развитие профессиональных компетенции педагогов в условиях цифровой трансформации и повышение качества подготовки специалистов. Этот процесс включает в себя внедрение новых профессиональных модулей, микроквалификации с учетом Атласа новых профессий и форматов обучения, которые соответствуют актуальным трендам и потребностям студентов и работодателей.
Изменения в программах будут также включать тенденции в «зеленой» технологии, переработке отходов и охране окружающей среды. Колледж планирует открытие новых направлений в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса, переработки продуктов питания, включая обучение и курсы по маркетингу, менеджменту и туризму, в том числе и организации гастрономических туров.
Неотъемлемой частью стратегии колледжа станет укрепление партнерства с бизнесом, социальными партнерами и другими учебными заведениями. Организация системы социального партнерства предполагает реальное включение работодателей в разработку нового содержания профессионального образования, основанного на профессиональных стандартах и компетенциях, для создания такой системы идеальным является дуальное обучение. Для этого активно функционирует работа Центра компетенции и создается Отраслевой образовательный кластер в сфере сервиса и пищевых технологий, который будет функционировать как индустриальная площадка для взаимодействия образования, производства и науки. Заключение соглашений и тесное партнерское сотрудничество с региональными и зарубежными предприятиями в городе Алматы позволит организовать совместные мероприятия, такие как ярмарки вакансий, профессиональные конкурсы и мастер-классы с участием обучающихся школ, лицеев, гимназии.
Дуальная система обучения способствует развитию социального партнерства и механизмов взаимодействия колледжа и работодателя. Дуальная система обучения как наиболее распространенная и эффективная форма подготовки кадров активное внедряется в процесс обучения в колледже с 2016 года. Внедрение дуальной системы обучения в Алматинском технологическом колледже позволяет совместить в учебном процессе теоретическую подготовку и получение профессиональных навыков студентами. Как показывает практика, внедрение данной системы обучения способствует более качественному освоению теоретического материала. Система дуального образования в Алматинском технологическом колледже с каждым годом интенсивно развивается. Развитие и расширение партнерских отношений с работодателями в 2026 году увеличится на 20%. Расширение сети партнеров-предприятий является одной из основных целей, с этой связью с 2027 по 2029 год ежегодно увеличивая количество предприятии на 20%, довести количество до 23 предприятий. С 2026 по 2029 год увеличение числа участников дуального обучения ежегодно увеличивается на 25%, в 2029 году количество участников дуального обучения достигнет 800 студентов; Колледж с каждым годом приобретает и углубляет профессиональные знания и опыт.
Алматинский технологический колледж внедряет целевую подготовку кадров по заявкам предприятий. Преимущество такого государственного заказа в том, что после окончания колледжа студент будет трудоустроен в компанию заказчика. Такое сотрудничество позволит обновить образовательные программы и выпускать кадры под запросы рынка труда. То есть, делая заявку на те или иные кадры, предприятие может получить подготовленных под свое производство специалистов.
Независимая сертификация выпускников является дополнительным гарантом успешного трудоустройства, а дополнительные квалификации полученные путем сертификации будут добавочной стоимостью к навыкам и компетентности, поэтому колледж продолжит поддерживать желание студентов на сертификацию.
В 2025 году в состав обучающихся по государственному образовательному заказу зачислено 30 студентов, всего обучается 50 студентов, в перспективе с 2026 по 2029 годы планируется довести количество обучающихся по государственному образовательному заказу до 150 с зачислением 20% контингента ежегодно.
Привлечение специалистов наставников и педагогов отрасли к образовательному процессу обеспечит студентов ценным практическим опытом, а развитие индивидуальных менторских программ усилит связь между обучением и профессиональной деятельностью. В подготовке квалифицированного специалиста, владеющего всеми необходимыми профессиональными технологиями, ведущее место принадлежит мастерам производственного обучения и педагогам специальных дисциплин колледжей. Именно они передают студентам знания и опыт, навыки и мастерство, воспитывают активную жизненную позицию. Поэтому предусмотрены меры для привлеченных с производства педагогов. Вовлечение педагогов с производства Алматинского технологического колледжа 2023-2024 учебном году составила 3 педагога: ТОО «Аксай нан» -2 педагога и 1 педагог с ТОО «Детский мир» Казахстан; В 2024-2025 учебном году привлечены с производства: 1 педагог с компании Begemot Almaty- GIPPO, 1 педагог из отеля «DoubleTree by Hilton Almaty», 1 педагог из Ресторана «Океан», 1 педагог из ресторана «Самир», -1 педагог с АО «Gallanz bottlers». Итого в колледже 8 педагогов привлечены с производства. Колледж ежегодно планирует увеличение количества специалистов с предприятий для педагогической деятельности и передачу профессиональных навыков студентам.
Перспектива 5. Создание интегрированной образовательной цифровой экосистемы, обеспечивающей доступ к инновационным образовательным технологиям, персонализированному обучению и высокому качеству образовательного процесса
Развитие цифровой образовательной среды является важным аспектом, направленным на повышение качества обучения и доступности образовательных ресурсов. Колледж планирует внедрение платформ дистанционного обучения, развитие цифровых образовательных ресурсов для проведения практических занятий. Особое внимание будет уделено формированию цифровых компетенций у педагогов и студентов, что позволит интегрировать современные информационные технологии во все аспекты учебного процесса. Кроме того, колледж намерен активно использовать системы управления обучением, и вместе с ним обновление компьютерного парка, мультимедийных и интерактивных средств обучения. Эта перспектива позволит централизовать доступ ко всем образовательным материалам, организовывать взаимодействие между преподавателями и студентами, а также вести учет успеваемости в режиме реального времени. Такие меры не только облегчат процесс обучения, но и позволят оперативно реагировать на изменения в потребностях обучающихся. В колледже будет внедрена электронная система документооборота и продолжится развитие цифровых навыков педагогов колледжа.
Современные тенденции в образовании требуют создания инновационных решений, которые позволят эффективно связывать учебный процесс с реальной профессиональной деятельностью. В рамках этой задачи у колледжа есть необходимость в открытии новой цифровой платформы реестра для практикантов, которая станет уникальным инструментом для управления и мониторинга профессиональных практик студентов. Данная платформа представляет собой единое пространство, где будут собраны данные о местах прохождения практики, сроках, задачах и результатах работы студентов. Она предназначена для упрощения взаимодействия между образовательными учреждениями, студентами и работодателями. Платформа предоставит вакантные места не только для прохождения стажировки, но и для последующего трудоустройства.
Будет продолжена работа по оцифровыванию данных выпускников, и в ближайшие годы с возможностью вывода электронного диплома в мобильном приложении электронного правительства eGov mobile.
Перспектива 6. Воспитание высоконравственных, социально ответственных граждан, соответствующих национальной идентичности, культурного многообразия и развития страны.
В колледже уделяется особое внимание развитию моральных ценностей студентов, укреплению их социальной ответственности и активному вовлечению в творческую деятельность, способствующую сохранению национальной идентичности и культурному развитию молодежи в соответствии с современными требованиями страны. Студенты активно занимаются в различных кружках и клубах, что позволяет им самовыражаться и развивать свою личность. В колледже функционирует система студенческого самоуправления, предоставляющая возможность объединяться по интересам и реализовывать творческие способности.
В рамках реализации программы «Біртұтас тәрбие» будут проводиться мероприятия, также способствующие формированию культурной зрелости студентов, укреплению гражданской позиции и патриотизма, а также сохранению и развитию историко-культурных традиций колледжа.
Особое внимание будет уделяться развитию у студентов способности понимать и воспринимать художественные произведения, а также стимулированию интереса к искусству через посещение театров, музеев, выставок, проведение творческих вечеров и встреч с известными культурными деятелями.
Для укрепления взаимодействия с семьями студентов важным шагом является вовлечение родителей в жизнь колледжа. Создание открытых и позитивных отношений с родителями становится важной частью воспитательного процесса.
Ожидаемые результаты реализации концепции воспитания молодежи включают успешное воплощение программы «Біртұтас тәрбие», осознание студентами значимости воспитания, обеспечение преемственности воспитательного процесса, повышение уровня воспитанности, популяризацию здорового образа жизни, укрепление духовных и нравственных основ общества, а также активизацию самоорганизующейся воспитательной системы.
Патриотическое воспитание студентов будет реализовываться через широкое вовлечение их в различные движения, такие как «Жігер» дебатные клубы, студенческие парламенты и органы самоуправления. Молодежные движения, такие как «Жастар рухы», «Жас сарбаз» будут играть ключевую роль в участии студентов в управлении колледжем и решении колледжных проблем. Они будут способствовать формированию творческой личности и развитию ответственной гражданской позиции, а также уважению к истории, культуре, обычаям и традициям своей Родины.
Работа с клубами студентов будет расширяться, с акцентом на создание и развитие спортивных, дебатных и других клубов. Для формирования экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни будут развиваться экологическое волонтерство через проекты, такие как «Ашық жүрек», «Қамқор», а также будут проводиться мероприятия в рамках движений «Жас сарбаз» и «Сырғалым». Кроме того, будут развиваться спортивные секции, включая национальные виды спорта, такие как «Асық ату», «Тоғызқұмалақ», «Арқан тарту».
Воспитательная работа в колледже будет продолжаться через активное вовлечение студентов в общественную и волонтерскую деятельность, что приведет к формированию культуры взаимопомощи в волонтерской сфере и обеспечит участие каждого студента в этом процессе.
В рамках экологического воспитания внимание будет уделяться вопросам охраны природы, формированию экологических ценностей, а также разнообразные воспитательные мероприятия. Студенты будут активно участвовать в экологических акциях, таких как «Таза Қазақстан», направленных на повышение осведомленности об охране окружающей среды.
Развитие цифровых технологий оказывает значительное влияние на воспитание молодежи, что требует формирования у студентов полезных навыков в области кибербезопасности, кибергигиены и киберкультуры.
Поэтому в рамках воспитательной работы колледжа необходимо включить мероприятия по формированию экологичной цифровой культуры у студентов. Также будут разработаны и внедрены меры по защите студентов от информации и материалов, которые могут повредить их духовному развитию.
Развитие общечеловеческих ценностей и эмоционального интеллекта студентов в рамках формального образования должно опираться на учения Абайа о «Толық адам», принципы Шәкәрімa о «Ар-ұждан», педагогическое наследие Ахмета Байтурсынова, Миржакипа Дулатова, Жүсіпбека Аймауытова, Мағжана Жұмабаева, культурное наследие Ермұхана Бекмахановa и Манаша Қозыбаева, а также идеи Акселеу Сейдимбековa о почитании традиций казахского народа и служении своей стране.
Студенты должны усвоить и перенести в свою жизнь все ценности, изложенные в учении Абая о «Толық адам» после завершения обучения.
Перспектива 7. Развитие научно-исследовательской деятельности среди педагогов и студентов колледжа, развитие международного сотрудничества
На сегодняшний день колледж активно взаимодействует с зарубежными организациями образования, так как организация, проведение и участие в международных образовательных и исследовательских проектах предполагают активное включение колледжа в глобальные образовательные процессы. Это включает организацию и участие в международных конференциях, форумах, выставках и конкурсах, стажировка педагогов и студентов. Заключены меморандумы и проводятся мероприятия в рамках соглашения, например, конкурсы профессионального мастерства «Мастер шелкового пути», «Педагоги профессионального образования ЦА», «ProfessionalSkills».
В период до 2029 года планируется усиление сотрудничества с зарубежными организациями посредством реализации совместных проектов с зарубежными партнерами, дальнейшее расширение партнеров и подписание меморандумов, обмен образовательными программами и образовательными технологиями, в том числе для получения двудипломного образования и развития академической мобильности, участие в программах международных грантовых проектов, в том числе и по изучению иностранных языков, обмена опытом, публикации статей и научных разработок в международных рецензируемых изданиях. Организация международных стажировок для студентов и педагогов позволит расширить горизонты профессионального обучения, усилить компетенции и повысить уровень квалификации участников.
Планируется развитие научной деятельности, направленной на получение патентов или авторских свидетельств, а также публикация научных статей в изданиях, рекомендованных Министерством просвещения, что обеспечивает рост научно-исследовательского потенциала колледжа. Колледж сотрудничает с университетами города Алматы ведущих подготовку по родственным направлениям, это Алматинский технологический университет, Евразийский технологический университет, университет «Туран». В рамках сотрудничества и обеспечения преемственности образования продолжится работа по профориентации, созданию непрерывных образовательных программ, участие в научных исследованиях и разработках.
Продолжится работа по организации и проведению научных конкурсов, конференций на международном, республиканском, региональном, внутриколледжном уровне, эти направления становятся ключевыми механизмами стимулирования научного потенциала педагогов и студентов. Алматинский технологический колледж активно развивает международное сотрудничество как одного из эффективных путей развития, так как распространяя и перенимая опыт расширяются возможности и открываются новые горизонты развития.
В качестве экспериментальной работы совместно с РОО «Национальный центр здорового питания» колледж задействован в реализации проекта «Управление здоровьем школьников» в городе Алматы. Целью проекта является разработка и реализация научно-обоснованных подходов к изменению норм и рациона питания детей дошкольного и школьного возраста. В процессе данной работы были разработаны «Методические рекомендации по организации питания обучающихся в организациях образования города Алматы», одобренный Экспертным Советом ГКП на ПХВ «Городской научно-методический центр новых технологий в образовании» Управления образования города Алматы, в 2024 году с получением двух авторских свидетельств.
Колледж активно участвует в международных проектах: «Профессиональное образование для секторов экономического роста в Центральной Азии» (Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ); зарубежная стажировка в Турецкую Республику, через ТОО «Caspian Center»; изучение итальянского языка и стажировка в Италии; сотрудничество в рамках Международного Альянса «Мастер Шелкового пути», в рамках которого организуются конкурс и круглые столы для обмена опытом. На сегодняшний день колледж сотрудничает с колледжами разных стран: Кыргызская Республика, «Кара-Балтинский технико-экономический колледж им. М.Ибрагимова», «Профессиональный лицей информационных технологий №99 при Президенте Кыргызской Республики», «Профессиональный лицей №97», «Профессиональный лицей № 21 им. А.Балтагуловой»; Республика Узбекистан, «Ташкентский колледж туризма и бизнеса», «Бахмальский колледж экономики и туризма», город Джизак; Россия, «Ярославский колледж индустрии питания», «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум».
Сотрудничество с компанией «Caspian Center» по программе «Caspian Academy» нацелена на зарубежную стажировку обучающихся в Турецкой Республике. В рамках заключенного меморандума в 2023 году 43 студента, 2024 году 37 студентов успешно прошли стажировку в Анталии. Основная задача данной стажировки является предоставление возможности студентам приобрести новые навыки, совершенствовать имеющиеся, расширить кругозор, стать компетентными специалистами, подтянуть уровень знаний английского языка и приобрести такие жизненные навыки как самостоятельность и ответственность.
В рамках соглашения о сотрудничестве с Фондом NIKOLAOS расположенного в городе Бари (Италия) реализуется проект «Итальянская кухня в мире». В 2022 году 1 мастер производственного обучения прошел стажировку в городе Бари.
Колледж, при поддержке Акимата города Алматы, ежегодно направляет по 10 педагогов на международную стажировку, к 2025 году стажировку прошли 20 педагогов (2023 – 10 педагогов, 2024 – 10 педагогов), что способствует развитию их профессиональных навыков и повышению квалификации. Отбор педагогов происходит при заседании комиссии, на основании оценочных листов, которые включают наличие высшего профессионального образования, опыта в профессиональной деятельности, владение иностранным языком на уровне не ниже А1, кандидаты должны иметь не менее 5 лет опыта работы в системе технического и профессионального образования, из которых 3 года в самом колледже. Педагоги приобретут навыки эффективной коммуникации, расширят свой профессиональный кругозор, увидят и приобретут бесценный опыт в развитии «мягких навыков» и эмоционального интеллекта, что крайне важно для формирования современного мышления студентов колледжей. По завершению стажировки педагоги разрабатывают и внедряет в колледже авторский проект.
Научно-исследовательская работа и международное сотрудничество станет важным шагом в повышении рейтинга колледжа, способствует внедрению передового опыта в образовательный процесс. Международное сотрудничество в колледже, постепенно приобретает статус стратегического и приоритетного направления работы, является инструментом формирования поликультурного сознания студентов, обеспечения качества образования, соответствия результатов обучения мировым стандартам. На его основе имеется возможность взаимодействия образовательных организаций различных стран, появится возможность объединения ресурсов для подготовки профессиональных специалистов и повышения квалификации педагогов по различным направлениям. Кроме этого, международное сотрудничество и коллаборация в профессиональном образовании содействует укреплению мира и согласия между странами, и как следствие – достижение стабильного и устойчивого развития и прогресса человечества.
Эти перспективы развития позволят Алматинскому технологическому колледжу не только отвечать вызовам современности, но и активно формировать будущее профессионального образования, укрепляя позиции одного из ведущих образовательных учреждений в регионе.
- Аналитико-прогностический блок
Strengths — сильные стороны
Развитая инфраструктура и наличие современных аудитории, оснащенных современной техникой; Наличие современной материально-технической базы для проведения лабораторно-практических занятий и учебных практик по специальностям; Высокий уровень квалификации педагогического состава; Активное сотрудничество с работодателями, предоставление социальными партнерами баз практик, для обучающихся колледжа; Активное внедрение дуального обучения и обучение по заявкам предприятий; Действующая и постоянно обновляемая Система менеджмента качества; Международное сотрудничество с зарубежными партнерами колледжами и предприятиями; Участие в профессиональных конкурсах, предоставление возможности для профессионального роста педагогов и студентов; Активная профориентационная работа со школьниками, с другими колледжами партнерами, вузами; Инновационные образовательные технологии, системная работа по повышению квалификации педагогов, внедрению их знаний в образовательный процесс; №№№ | Opportunities — возможности
Расширение социального партнерства и дуального обучения. Заключение новых меморандумов и соглашений с зарубежными образовательными организациями для обмена опытом, проведения совместных проектов и программ академической мобильности. Развитие цифровой инфраструктуры колледжа, включая создание цифровой библиотеки, электронного документооборота и образовательной платформы, информационной безопасности. Разработка новых образовательных программ с учетом требований рынка труда, включая микроквалификации. Привлечение специалистов с производства для передачи практического опыта студентам. Развитие научно-исследовательской деятельности. Продвижение колледжа, укрепление бренда колледжа. Внедрение новых специальностей и квалификации, таким как «Электронная коммерция» и «Организация гастрономических туров». Развитие студенческого самоуправления и волонтерства. Расширение профориентационных мероприятий, включая ранние профессиональные пробы, мастер-классы и инфотуры для школьников. |
Weaknesses — слабые стороны
Недостаточная цифровизация учебного процесса; Потребность в обновлении инфраструктуры и материальной технической базы по всем специальностям; Недостаточность профессиональной литературы на государственном языке; Низкий уровень функциональной грамотности (PISA) обучающихся; Недостаточный норматив подушевого финансирования; Недостаточная обеспеченность иногородних студентов местами в общежитии; Слабая вовлеченность бизнеса сферы сервиса и пищевых технологий в деятельность с целью привлечения финансовой поддержки колледжа; Ограниченная возможность выездного обучения педагогов для обогащения и обновления знаний, знакомства с педагогами других регионов для расширения профессиональных связей; Значительные финансовые затраты на участие в конкурсах различного уровня; Низкая вовлеченность выпускников в развитие колледжа;
| Threats — угрозы
Отток квалифицированных педагогов на производство или в школы; Слабая интеграция выпускников колледжа в рынок труда, из-за появления новых; Низкий уровень базовой подготовки абитуриентов; Недостаточная цифровая грамотность части педагогов и устаревание материально-технической базы колледжа из-за быстро изменяющихся условий в мире; Недостаточная популярность технического и профессионального образования среди молодежи; Недостаточное участие бизнеса в формировании образовательных программ, развитии колледжа и технического и профессионального образования в целом; Частые изменения в законодательстве и образовательных стандартах ведет потере преемственности ценностей; Киберугрозы с риском утечек данных в процессе цифровизации образовательного процесса при недостаточном обеспечении информационной безопасности; Слабая государственная поддержка в области информирования населения о динамичном и перспективном развитии системы ТиПО;
|
- Концепция и миссия развития колледжа
Миссия: Подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов для пищевой отрасли и сферы оказания услуг, обладающих профессиональными, цифровыми и личностными навыками, способных внести вклад в развитие экономики и общества Казахстана.
Видение: Алматинский технологический колледж — лидер в сфере технического и профессионального образования, признанный на национальном и международном уровнях за качество подготовки кадров, инновационные подходы и социальную ответственность.
Концепция развития Алматинского технологического колледжа
Концепция развития Алматинского технологического колледжа на 2025–2029 годы направлена на создание современной, конкурентоспособной организации образования, ведущего подготовку высококвалифицированных специалистов для пищевой отрасли и сферы оказания услуг, соответствующих требованиям рынка труда и стратегическим целям развития Казахстана. Колледж ставит перед собой задачу стать лидером в сфере технического и профессионального образования, обеспечивая высокое качество знании, внедряя инновации, укрепляя международное сотрудничество и формируя у студентов патриотические и культурные ценности.
Основные стратегические направления включают повышение и укрепление бренд-имиджа колледжа, внедрение инновационного менеджмента в управлении, внедрение современных образовательных технологий и создание условий для профессионального роста педагогов, обновление содержания образовательных программ, развитие цифровой инфраструктуры колледжа, формирование патриотических и культурных ценностей у студентов, а также развитие научной деятельности и международного сотрудничества.
Повышение бренд-имиджа колледжа включает повышение качества образовательных услуг, положительная репутация, системное продвижение уникального бренда, активное участие в образовательных имиджевых мероприятиях, таких как профессиональные чемпионаты, форумы, выставки, круглые столы, создание доступного и интересного медиаконтента, проведение дней открытых дверей, популяризацию достижений выпускников через демонстрацию их успешных кейсов.
Основное внимание уделяется повышению квалификации педагогов и актуализации образовательных программ, совершенствованию дуального обучения и практико-ориентированного подхода, цифровизации образовательного процесса. Ключевыми аспектами являются создание Образовательного производственного кластера, качественная профориентационная работа, содействие трудоустройству выпускников, укрепление партнерства с бизнесом. Кроме этого, акцент делается на обновлении материально-технической базы и формировании современной инфраструктуры.
Внедрение инновационного менеджмента направлено на повышение корпоративной культуры, внедрение системы KPI для оценки эффективности работы сотрудников, автоматизацию административных процессов, обучение персонала современным методам управления.
Обновление образовательных программ осуществляется путем мониторинга требований рынка труда, внедрения микроквалификаций и совместной разработки программ с работодателями. Использование образовательных технологий предполагает внедрение blended learning, геймификации, цифровых платформ и системы наставничества для педагогов. Развитие цифровой инфраструктуры предусматривает оснащение колледжа современным оборудованием, создание цифровой библиотеки, развитие онлайн-обучения и образовательной платформы.
Ключевым ориентиром колледжа станет создание условий для того, чтобы не только поднимать уровень образованности студента, но и создание атмосферы, способствующей формированию высоконравственной и всесторонне развитой личности, обладающей ключевыми компетенциями выпускника, способного реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах казахстанского общества. Инициативный, думающий, сочетающий в себе черты добросовестности и исполнительности с навыками самостоятельности и креативности, это новый тип выпускника, востребованный на современном рынке труда. Важными компетенциями также становятся открытость новому и ориентация на развитие, нацеленность на конечный результат, готовность и способность к дальнейшему обучению и освоению новой техники. Данные ориентиры станут основными компонентами в целях учебно-воспитательного процесса.
Формирование патриотических и культурных ценностей у студентов включает проведение мероприятий, посвященных национальной культуре и истории, вовлечение студентов в волонтерские и социальные проекты, а также организацию встреч с выдающимися личностями Казахстана.
Научно-исследовательская деятельность и международное сотрудничество предполагают активное участие в международных проектах и конференциях, заключение соглашений с зарубежными партнерами, а также привлечение иностранных экспертов.
Концепция развития Алматинского технологического колледжа на 2025–2029 годы направлена на создание организации образования, который не только ведет не только подготовку высококвалифицированных специалистов, но и вносит вклад в развитие гражданского общества и экономики Казахстана. Реализация данной концепции позволит колледжу стать лидером в сфере технического и профессионального образования.
- Стратегический блок
Дорожная карта
по реализации мероприятии Программы развития колледжа
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки исполнения, год/период | Ответственные | Ожидаемый результат |
| Перспектива 1: Усиление роли колледжа в регионе в подготовке специалистов для пищевой отрасли и сферы оказания услуг | |||
1 | Развитие функциональной грамотности студентов колледжа через исследование PISA | 2026-2029 | Заместитель директора по УР | Применение эффективных методов и технологий обучения, повышение показателя качества знаний и развитие профессиональных навыков |
2 | Применение различных методов и технологий для проведения мониторинга оценки учебных достижений обучающихся (МОДО) | 2026-2029 | Заместитель директора по УР | Высокие показатели уровня усвоения изученных материалов при проведении срезов, экзаменов промежуточной аттестации |
3 | Внедрение современных образовательных методов и подходов, для развития критического мышления и самостоятельности студентов. | 2025-2026 | Заместитель директора по УР | Открытые уроки, тренинги, авторские пособия |
4 | Обновление диагностики текущих процессов и мониторинга учебных достижении обучающихся | 2026-2027 | Заместитель директора по УР | Работа с электронным документооборотом |
5 | Дизайнерское оформление учебного ресторана, обновление посуды и столового белья | 2025 | Заместитель директора по ХР | Учебный ресторан оформленный в новом стиле |
6 | Обновление и модернизация учебной лаборатории по специальности «Маркетинг» | 2025 | Заместитель директора по ХР | Ввод обновленной лаборатории в современном дизайне |
7 | Создание новых лабораторий и учебно-производственных мастерских по новым специальностям | до 2029 | Заместитель директора по ХР | Открытие новых специальностей по Атласу новых профессий и ввод новых лабораторий |
8 | Обновление инфраструктуры действующих лабораторий и мастерских | до 2029 | Заместитель директора по ХР | Обновление до 8 лабораторий и мастерских, оснащение современным оборудованием |
9 | Организация профессиональных проб и практических занятий на базе предприятий-партнеров | до 2029 | Заместитель директора по ПО и УПР | Охват 25 школьников ежегодно |
10 | Внедрение в учебный процесс дополнительных учебных занятий по «Основам предпринимательства и бизнеса» | 2026 | Заместитель директора по УР | Привитие навыков бизнеса через факультативные занятия |
11 | Проведение практических профориентационных мероприятий с привлечением школ и гимназий города | 2025 | Заместитель директора по ПО | Проведение инфотуров для школьников, организация профессиональных конкурсов, мастер-классов, летних профессиональных лагерей. |
12 | Создание и развитие Отраслевого образовательного кластера в сфере сервиса и пищевых технологий | 2025 | Заместитель директора по НР | Создание площадки для синергии бизнеса и образования |
| Перспектива 2: Создание инновационного управления образовательными процессами колледжа | |||
13 | Обучение административно-управленческого персонала современным принципам управления | 2025 | Директор, заместитель директора по НР | Применение приемов эффективного управления колледжем |
14 | Внедрение корпоративной культуры | 2025 | Заместители по УР, УПР, УМР, ВР, ПО, НР, ХР, ИТ | Формирование командной работы |
15 | Автоматизация внутриколледжных процессов
| 2025-2026 | Заместитель директора по ИТ | Электронный документооборот, цифровые журналы, платформа |
16 | Реализация имиджевых проектов | 2025-2026 | Заместители директора по ПО, УПР и НР | Проекты «Открытый колледж» и «Амбассадоры колледжа» |
17 | Проведение мероприятий посвященных 50-летию колледжа | 2025 | Заместители по УР, УПР, УМР, ВР, ПО, НР, ХР, ИТ | Проведение мероприятий по отдельному плану |
18 | Брендинг колледжа | 2025-2026 | Заместитель директора по ВР | Разработка и продвижение фирменного стиля колледжа |
19 | Студенческий медиаканал
| 2025-2026 | Заместитель директора по ВР | Создание digital-газеты или блога на сайте колледжа, запуск канала с подкастами со студентами и педагогами |
20 | Позиционирование колледжа в международном образовательном пространстве | до 2029 | Заместитель директора по НР | Подписание меморандумов/ соглашении, участие в конкурсах, совместных проектах |
21 | Внедрение KPI (ключевых показателей эффективности) для преподавателей и студентов | 2025 | Руководители структурных подразделений | Результаты KPI и применение их в планировании будущей деятельности педагогов |
22 | Сотрудничество с бизнес-партнерами для модернизации и совершенствования системы управления | 2028 | Заместитель директора по НР | Внедрение эффективных моделей управления с учетом опыта бизнес-партнеров, привлечение инвестиций и современных технологий для модернизации инфраструктуры колледжа |
| Перспектива 3: Внедрение современных педагогических технологий, развитие профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой трансформации и повышение качества подготовки специалистов | |||
23 | Организация ежегодных курсов повышения квалификации инновационным методам обучения, в том числе по цифровым технологиям | до 2029 | Заместитель директора по УМР | Повышение качества образовательных услуг, применение трендов в образовании, содействие развитию soft skills у педагогов и студентов |
24 | Проведение семинаров и мастер-классов по использованию образовательных платформ | 2025-2026 | Заместитель директора по УМР | Получение сертификатов |
25 | Введение системы наставничества/менторства для молодых педагогов с участием опытных преподавателей. | до 2029 | Заместитель директора по УМР | Договора по наставничеству, планы работы с молодых педагогов. |
26 | Разработка и реализация индивидуальных образовательных траекторий для педагогов с учетом их профессиональных потребностей. | до 2029 | Заместитель директора по УМР | Разработка планов для индивидуальных образовательных траекторий |
27 | Разработка новых УМК, в том числе содержащих цифровые образовательные ресурсы | До 2029 | Заместитель директора по УМР | Разработка УМК, ЦОРов |
28 | Экспериментальное внедрение образовательных программ и их корректировка на основе обратной связи | 2025-2026 | Заместитель директора по УМР и НР | Внедрение новых ОП по итогам экспериментальной работы |
29 | Участие в работе по актуализации в нормативных документов системы ТиППО | до 2029 | Заместитель директора по УМР,НР, УР, ПО, УПР | Апробация и внедрение актуализированных НПА |
30 | Участие в проверке содержания экзаменационных материалов демонстрационных экзаменов в колледже | 2025-2029 | Заместитель директора по УМО | Утверждение конкурсных заданий, технического описания, критерии оценивания, инфраструктурный лист |
31 | Участие в разработке профессиональных стандартов | 2025-2029 | Заместитель директора по УМО | Внедрение актуализированный ПС по специальностям колледжа |
32 | Участие в разработке и экспертизе тестовых заданий для проведения ОЗП по специальностям колледжа | 2025-2029 | Заместитель директора по УМО | Разработка тестовых заданий для НЦТ |
33 | Разработка и внедрение образовательной программы по новым направлениям в соответсвии с Атласом новых профессии | 2026 | Заместитель директора по УМР | Образовательные программы по новым специальности «Электронная коммерция» и квалификации «Организатор гастрономических туров» |
| Перспектива 4: Актуализация образовательных программ с учетом трендов в образовании, по требованиям работодателей и Атласа новых профессий, в том числе и для подготовки по микроквалификациям, сертификация выпускников | |||
34 | Разработка и внедрение новых образовательных программ |
| Заместитель директора по УМР | Образовательные программы соответствующие современным требованиям рынка труда, в том числе с учетом Атласа новых профессий. |
35 | Открытие новых специальностей и квалификации для пищевой отрасли и сферы оказания услуг | 2026-2027 | Заместитель директора по ПО, УМР и НР | Получение лицензии, разработка ОП по специальности «Электронная коммерция» с квалификацией «Менеджер онлайн-торговли» и по специальности «Туризм» с квалификацией «Организатор гастрономических туров» |
36 | Увеличение количества успешных предприятии-партнеров | 2027г | Заместитель директора по УПР | Меморандум (о шефстве) |
37 | Увеличение количества студентов, обучающихся по дуальной системе
| 2025-2029гг | Заместитель директора по УПР | Реестр ПП «Атамекен» |
38 | Усиление работы между предприятиями и колледжем | 2025-2029гг. | Заместитель директора по УПР | Совместные планы |
39 | Привлечение специалистов с производства в качестве мастерами производственного обучения | ежегодно | Начальник отдела кадров, Заместитель директора по УПР | Заявления, Приказ |
40 | Расширение спектра образовательных программ с учетом требований работодателей (целевая подготовка)
| 2025-2029 гг | Заместитель директора по УПР,ПО | Договор, анализ |
41 | Введение независимой сертификации выпускников для повышения их конкурентоспособности на рынке труда | 2026г | Заместитель директора по УПР | Сертификат |
| Перспектива 5: Создание интегрированной образовательной цифровой экосистемы, обеспечивающей доступ к инновационным образовательным технологиям, персонализированному обучению и высокому качеству образовательного процесса | |||
42 | Аналитическая подготовка к переходу автоматизации процессов управления по направлениям
| 2025 | Заместитель директора по ИТ | Анализ текущих образовательных технологий и платформ, определение потребностей ИТ-инфраструктуры для поддержки образовательных инноваций |
43 | Модернизация ИТ-инфраструктуры для поддержки образовательных инноваций | до 2029 | Заместитель директора по ИТ | Приобретение необходимого программного обеспечения, компьютерной техники |
44 | Автоматизация образовательных и управленческих процессов | 2026-2027 | Заместитель директора по ИТ | Внедрение единой цифровой образовательной платформы колледжа с аналитикой успеваемости и посещаемости, автоматизация административных процессов, внедрение электронного документооборота |
45 | Внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс | 2026 | Заместитель директора по НР и ИТ | Повышение эффективности образовательных процессов и проектов |
| Перспектива 6: Воспитание высоконравственных, социально ответственных граждан, соответствующих национальной идентичности, культурного многообразия и развития страны. | |||
46 | Проведение мероприятий в рамках программы «Біртұтас тәрбие» | до 2029 | Заместитель директора по ВР | Организация и проведение тематических мероприятий по отдельному плану |
47 | Организация мероприятии, посвященных национальной культуре, традициям и языку | до 2027 | Заместитель директора по ВР | Клуб по изучению казахского языка, активизация работы театра |
48 | Изменение формата проведения родительских собраний и бесед | до 2026 | Заместитель директора по ВР | Тренинги, дискуссионные клубы, мастер-классы |
49 | Вовлечение студентов в молодежные движения «Жігер», «Жастар рухы», «Жас сарбаз». | до 2029 | Заместитель директора по ВР | Организация и проведение тематических мероприятий |
50 | Организация ежегодных соревнований и турниров по различным видам спорта | до 2029 | Заместитель директора по ВР | Организация, проведение и участие в соревнованиях и турнирах по отдельному плану |
51 | Развитие волонтерства через проекты «Ашық жүрек», «Қамқор» | до 2029 | Заместитель директора по ВР | Заключение соглашении/меморандумов с центрами, проведение мероприятий |
52 | Включение философии Абая о «Толық адам» в образовательный процесс | до 2029 | Заместитель директора по ВР | Формирование нового поколения грамотных, морально устойчивых эмоционально и духовно зрелых молодых людей |
53 | Усиление деятельности студенческого парламента и органов самоуправления | до 2029 | Заместитель директора по ВР | Активное участие в в жизни колледжа, привитие лидерских и организационных навыков у студентов |
| Перспектива 7: Развитие научно-исследовательской деятельности среди педагогов и студентов колледжа, развитие международного сотрудничества | |||
54 | Развитие программ академической мобильности для студентов и педагогов | 2025 | Заместитель директора по НР | Заключение новых меморандумов о сотрудничестве с зарубежными образовательными учреждениями. |
55 | Внедрение программ двудипломного образования в партнерстве с зарубежными вузами. | 2027 | Заместитель директора по НР | Образовательные программы, соглашения, договора |
56 | Участие в международных программах, направленных на изучение иностранных языков | 2025 | Заместитель директора по НР | Обмен опытом и повышение квалификации. |
57 | Проведение и участие в международных конкурсах профессионального мастерства | Ежегодно | Заместитель директора по НР | Положения по конкурсам «Мастер шелкового пути», «ProfessionalSkills» и др. |
58 | Стажировки студентов и педагогов за рубежом. | Ежегодно | Заместитель директора по НР | Соглашения, договора, программы |
59 | Взаимодействие с университетами Алматы в рамках научных исследований и интеграции образовательных программ | 2026 | Заместитель директора по НР | Разработка совместных образовательных программ, план работы с АТУ, ЕТУ, «Туран», МИТУ |
60 | Создание и публикация электронных образовательных ресурсов. | До 2029 года | Заместитель директора по НР | ЦОРы |
- Мониторинг и оценка эффективности
Мероприятия по мониторингу и оценке эффективности колледжа, включая создание рабочей группы, ежегодную отчетность и корректировку стратегии, являются важными шагами для обеспечения успешной реализации Программы развития.
- Создание рабочей группы для мониторинга реализации Программы
Постоянно действующая рабочая группа необходима для организации системного подхода к мониторингу и обеспечению координации усилий всех структурных подразделений образовательного процесса. Состав рабочей группы входят: руководитель группы (заместитель директора по УМР), заместители директора по процессам, руководители отделов, педагоги, представители студенческого совета, эксперты (возможно, внешние специалисты).
Функции рабочей группы: разработка плана мониторинга, сбор и анализ данных, подготовка отчетов и рекомендаций, организация обсуждений и обратной связи с участниками образовательного процесса.
Периодичность работы: встречи (1 раз в полугодие) для обсуждения промежуточных результатов.
- Ежегодная отчетность о выполнении мероприятий
Ежегодный отчет составляется для оценивания прогресса в реализации Программы развития и получения информации для анализа, выработки рекомендации и принятия решения.
Отчет должен содержать пункты:
- Краткое описание мероприятий, запланированных на год.
- Результаты мониторинга:
— Достигнутые показатели (например, успеваемость, трудоустройство, качество образовательных программ).
— Проблемы и вызовы, с которыми столкнулся колледж.
- Анализ данных:
— Сравнение с предыдущими периодами.
— Оценка эффективности использования ресурсов.
- Рекомендации:
— Предложения по улучшению.
— Планы на следующий период.
- Публикация отчета:
— Размещение на сайте колледжа.
— Представление на заседании педагогического совета или совета колледжа.
- Периодическая корректировка стратегии на основе данных мониторинга
При необходимости вносятся корректировки в Программу развития, это делается для обеспечения гибкости и адаптивности Программы развития в условиях изменяющихся внешних и внутренних факторов.
Этапы корректировки:
- Анализ данных мониторинга:
— Выявление отклонений от запланированных показателей.
— Определение причин неудач или успехов.
- Обсуждение результатов:
— Проведение совещаний с участием рабочей группы, преподавателей и студентов.
— Привлечение внешних экспертов (при необходимости).
- Внесение изменений:
— Корректировка целей и задач Программы развития.
— Пересмотр плана мероприятий.
— Перераспределение ресурсов.
- Утверждение изменений:
— Одобрение на уровне руководства колледжа.
— Информирование всех заинтересованных сторон.
— Примеры корректировок:
— Введение новых образовательных программ.
— Увеличение финансирования определенных направлений.
— Изменение подходов к трудоустройству выпускников.
— Улучшение материально-технической базы.
- Дополнительные мероприятия для повышения эффективности мониторинга
Проведение регулярных опросов:
— Студентов (удовлетворенность образовательным процессом).
— Преподавателей (оценка условий труда и профессионального развития).
— Работодателей (качество подготовки выпускников).
— Организация внешнего аудита:
— Привлечение независимых экспертов для оценки деятельности колледжа.
— Использование современных технологий:
— Внедрение программных решений для автоматизации сбора и анализа данных.
— Обучение сотрудников:
— Проведение тренингов по вопросам мониторинга и оценки для членов рабочей группы.
Целевые индикаторы Программы развития Алматинского технологического колледжа
№ п/п | Целевые индикаторы | Единица измерения | В плановом периоде | ||||
2024-2025 год | 2025-2026 год | 2026-2027 год | 2027-2028 год | 2028-2029год | |||
Стратегическое направление 1: Повышение и укрепление бренд-имиджа колледжа | |||||||
1 | Качество преподавания и обучения | % | 71 | 72 | 72 | 73 | 74 |
2 | Доля трудоустроенных и занятых выпускников в первый год окончания колледжа | % | 75 | 80 | 85 | 90 | 95 |
3 | Охват профориентацией общеобразовательных школ и гимназий города Алматы | ед | 180 | 190 | 200 | 210 | 220 |
4 | Проведение инфотуров, мастер – классов, дней открытых дверей, ранних профессиональных проб и т.д | ед | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
5 | Доля обучающихся, прошедших демонстрационные экзамены с учетом стандартов WorldSkills | % | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
7 | Количество школьников от 7 до 16 лет принявших участие в профориентационных мероприятиях колледжа | ед | 2000 | 2500 | 3000 | 3500 | 4000 |
8 | Количество обучающихся, прошедших государственную итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена, чел | ед | 350 | 400 | 425 | 425 | 425 |
9 | Доля обучающихся, показавших по итогам демонстрационного экзамена уровень качества подготовки, соответствующий профессиональным стандартам | % | 90 | 95 | 98 | 99 | 100 |
10 | Доля выпускников, прошедших итоговую аттестацию и получивших высокие баллы | % | 99 | 99 | 99 | 100 | 100 |
11 | Количество используемых компьютеров в учебных целях, с доступом в интернет | ед | 179 | 200 | 220 | 270 | 270 |
12 | Количество лабораторий и мастерских, оборудованных для выполнения лабораторно-практических занятий и учебной практики по образовательным программам | шт | 8 | 9 | 9 | 10 | 10 |
13 | Доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию «педагог- эксперт», «педагог- исследователь», «педагог- мастер», магистров в общей численности педагогических работников | % | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |
14 | Доля обучающихся, получающих государственную стипендию | % | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 |
15 | Доля обучающихся, преодолевших средний республиканский показатель по результатам Мониторинга образовательных достижений обучающихся | % | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |
Стратегическое направление 2: Внедрение инновационного менеджмента в управлении | |||||||
16 | Подготовка руководителей процессов и руководителей отделов подпроцессов | ед | 1 | 3 | 5 | 8 | 10 |
17 | Уменьшение рисков и угроз в SWOT анализе, через эффективный менеджмент | ед | 5 | 4 | 3 | 2 | 2 |
18 | Количество семинаров по эффективному менеджменту направленных на развитие корпоративной культуры | ед | 5 | 7 | 8 | 9 | 10 |
19 | Вхождение колледжа в 10 самых успешных колледжей страны, лидерские позиции | ? |
|
|
|
|
|
20 | Получение авторства и патентов на методические и другие проекты в системе ТиППО | ед | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Стратегическое направление 3: Внедрение инновационных образовательных технологий и создание условий для профессионального роста педагогов | |||||||
21 | Количество использование инновационные образовательные технологии (например, использование цифровых платформ, геймификации, смешанного обучения). | % | 10 | 20 | 30 | 30 | 30 |
22 | Количество и качество образовательных продуктов, созданных с применением современных технологий (онлайн-курсы, электронные учебники, интерактивные задания). | % | 5 | 10 | 10 | 10 | 10 |
23 | Количество внедренных образовательных модулей по устойчивому развитию и зеленой экономике | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
24 | Количество внедренных элементов искусственного интеллекта в образовательный процесс | % | 5 | 10 | 20 | 40 | 50 |
25 | Доля программ, реализуемых в формате дуального обучения и стажировок на предприятиях | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
26 | Количество педагогов, проходящих повышение квалификации и профессиональное развитие в области цифровых технологий и инновационных методов обучения. | % | 20 | 30 | 50 | 80 | 100 |
27 | Количество педагогов, проходящих прошедших сертификационные курсы, тренинги или другие программы повышения квалификации | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
28 | Доля образовательных программ, полностью интегрированных в цифровую среду | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
29 | Количество новых образовательных программ, разработанных с учет ПС и стандартов WS | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
30 | Количество новых образовательных программ, разработанных с учетом международных стандартов | % | 5 | 5 | 5 | 5 | 10 |
31 | Количество созданных и реализацию авторских образовательных программ | % | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
32 | Доля педагогов, участвующих в городских, республиканских и международных образовательных проектах | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
33 | Доля участий в работе рабочих групп на уровне города, республики | % | 10 | 10 | 20 | 20 | 20 |
Стратегическое направление 4: Обновление содержания образовательных программ | |||||||
34 | Количество внедрения новых профессиональных модулей, микроквалификации с учетом Атласа новых профессий и форматов обучения | ед | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
35 | Количество разработанных и внедренных курсов по микроквалификациям | ед | — | — | 1 | 2 | 3 |
35 | Количество подписанных соглашений с работодателями о внедрении микроквалификаций | ед | — | 5 | 5 | 5 | 10 |
36 | Число образовательных модулей, доступных в формате онлайн-обучения или смешанного обучения | ед | — | — | 5 | 5 | 5 |
37 | Количество преподавателей, прошедших обучение для преподавания по микроквалификациям | ед | — | — | 2 | 2 | 3 |
38 | Увеличение доли студентов дуальной системы обучения | % | 35 | 40 | 45 | 50 | 60 |
39 | Количество педагогов вовлеченных с производства | ед | 4 | 5 | 7 | 7 | 7 |
40 | Количество предприятии -партнеров по дуальному обучению | ед | 5 | 5 | 5 | 7 | 10 |
41 | Доля студентов обучающихся по заявкам предприятий (целевая подготовка) к общему контингенту | % | 2 | 3 | 5 | 7 | 10 |
Стратегическое направление 5: Развитие цифровой инфраструктуры колледжа | |||||||
42 | Доля степени интеграции цифровых технологий в учебные программы (включение модулей по цифровым навыкам, IT-компетенциям, дистанционному обучению) | % | 5 | 5 | 10 | 15 | 20 |
43 | Количество разработанных интерактивных курсов, используемых в образовательном процессе | ед | — | 1 | 1 | 2 | 2 |
44 | Доля студентов, использующих цифровые технологии и платформы в обучении | % | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
Стратегическое направление 6: Формирование патриотических и культурных ценностей у студентов | |||||||
45 | Доля участия студентов в благотворительных акциях волонтерского клуба «Ашық жүрек» | % | 50 | 65 | 75 | 90 | 100 |
46 | Доля участия студентов вовлеченных в проекте «Қамқор» | % | 80 | 85 | 100 | 100 | 100 |
47 | Доля участия студентов из числа студенческого парламента в экологических акциях | % | 80 | 85 | 100 | 100 | 100 |
48 | Доля студентов колледжа, занимающихся в спортивных секциях, кружках, клубах | % | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
49 | Доля студентов колледжа победителей и призеров конкурсов различных уровней | % | 30 | 50 | 75 | 90 | 100 |
Стратегическое направление 7: Научность образовательного процесса, международное сотрудничество | |||||||
50 | Доля студентов, прошедших обучение или стажировку в зарубежных компаниях | % | 5 | 6 | 7 | 8 | 8 |
51 | Количество студентов и преподавателей, участвующих в программах академической мобильности | ед | 25 | 25 | 50 | 50 | 50 |
52 | Количество публикаций в научных журналах, популярных министерствах просвещения | ед | 10 | 15 | 20 | 20 | 25 |
53 | Количество победителей и участников научных конкурсов на разных уровнях | ед | 10 | 12 | 13 | 14 | 15 |
54 | Количество организованных международных конференций, форумов, выставок и конкурсов | ед | 3 | 5 | 5 | 5 | 6 |
55 | Количество подписанных меморандумов между странами с зарубежными образовательными организациями | ед | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 |
56 | Количество педагогов, принявших участие в международных образовательных проектах, стажировках и программах обмена | ед | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
57 | Количество проведенных научных конкурсов и конференций. | ед | 3 | 3 | 3 | 4 | 5 |
58 | Количество реализованных программ академической мобильности. | ед | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
59 | Число реализованных совместных международных исследовательских проектов. | ед | — | — | 1 | 1 | 1 |
60 | Количество образовательных программ разработанных совместно с вузами | ед | — | 1 | 2 | 2 | 3 |
